О.Б. НАСОБИН Портреты Бенвенуто Челлини: опыт атрибуции на основе историко-антропологических сопоставлений

АРТИКУЛЬТ-016


ПОРТРЕТЫ БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ: ОПЫТ АТРИБУЦИИ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ СОПОСТАВЛЕНИЙ
УДК 7.041.5
Автор: Насобин Олег Брониславович, журналист, писатель, сценарист, e-mail: oleg.n.egr@mail.ru
Аннотация: Статья знакомит научную общественность с результатами исследований французского эксперта, профессора, доктора Рауля Перро из Лионского Университета имени Клода Бернара, проведенных при содействии автора. Исследования касались антропологических сопоставлений лиц, отобранных среди персонажей второго плана с произведений Челлини с единственным «официальным» портретом Челлини работы Джорджио Вазари.
Ключевые слова: Бенвенуто Челлини, тондо Вазари, автопортрет, портрет Челлини, антропологические исследования, Рауль Перрот, автопортрет Челлини


PORTRAITS OF BENVENUTO CELLINI: EXPEARENCE OF ATTRIBUTION BASED ON ANTROPOLOGICAL RESEARCH
UDC 7.041.5
Author: Nasobin Oleg, journalist, writer, screenwriter, e-mail: oleg.n.egr@mail.ru
Summary: The article introduces the results from the studies leaded by the doctor, professor Raul Perrot (of the Université de Lyon, Bernard 1) that were made with the participation of the author. The study concerns the anthropological comparisons of biometric parameters of Cellini’s faces in various works of art. The comparisons used the face on Vasari’s fresco as a template.
Keywords: Benvenuto Cellini, Vasari's tondo, self portrait, Cellini's portrait, portrait of Cellini, face of Cellini, anthropological studies, Raul Perrot, autoportrait of Cellini  

Ссылка для цитирования:
Насобин О.Б. Портреты Бенвенуто Челлини: опыт атрибуции на основе историко-антропологических сопоставлений // Артикульт. 2014. 16(4). С. 54-64.

скачать в формате pdf

 

Обстоятельства жизни итальянского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини, его творчество и наследие в целом хорошо изучены. Однако одной из наиболее дискуссионных тем до сих пор является проблема атрибуции внешнего облика художника, и соответственно его автопортретов. Как отмечает доктор, профессор сэр Джон Поуп-Хеннесси1, автор фундаментального труда о знаменитом флорентийце, отмеченного премией Вазари2: «нам неизвестно, как выглядел Бенвенуто Челлини, когда был еще относительно молодым человеком»3.

Тем не менее, недавние антропологические исследования позволяют утверждать, что у историков искусства наконец появились основания для реконструкции облика художника в период расцвета его творческих сил.

Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы проследить роль антропологического анализа в деле атрибуции некоторых персонажей второго плана с произведений Челлини, а также атрибуции спорного рисунка, хранящегося в библиотеке Реале в г. Турин, Италия.

Ключевые исследования по обозначенной теме были проведены доктором Раулем Перро, профессором, руководителем «Лаборатории Антропологической Анатомии и Палеопатологии Департамента Биологии Человека» в Университете имени Клода Бернара Лион 14. Профессор Перро имеет также квалификацию судебного эксперта при Апелляционном Суде города Лиона (Франция)5.

Эксперт, по просьбе автора настоящей статьи, сравнил между собой несколько хорошо известных изображений лиц, предположительно имеющих отношение к наследию Бенвенуто Челлини. При этом результат антропологических исследований получился отнюдь не банальным, а крайне интересным и во многом неожиданным.

Дело в том, что при всем обилии и высоком качестве информации, которой мы располагаем сегодня в отношении наследия «кровавого ювелира», существует лишь один, единственный портрет выдающегося скульптора, который признается достоверным6. Это портрет Челлини в его старческом возрасте:

«… существует только один официально признанный портрет Бенвенуто Челлини. Он находится среди изображений прочих придворных художников флорентийского герцога на круглой фреске работы Джорджио Вазари, «Козимо Первый в окружении художников, инженеров и скульпторов своего двора», и расположен в Палаццо Веккио. … Прямо под под изображением уже пожилого Челлини находится надпись Benvenuto SCVL» 7 (рис. 1).

Рис. 1. Вазари, Джорджио (1511-1574). «Герцог Козимо Первый Медичи в окружении скульпторов, архитекторов и инженеров своего двора». Фреска. (1563). Палаццо Веккио, Флоренция.

Рис. 1. Вазари, Джорджио (1511-1574). «Герцог Козимо Первый Медичи в окружении скульпторов, архитекторов и инженеров своего двора». Фреска. (1563). Палаццо Веккио, Флоренция. 

Фреска, о которой говорит нам Профессор Поуп-Хеннесси, была выполнена Вазари около 1563 года. Таким образом, ко времени ее написания Бенвенуто уже во всяком случае, исполнилось 62. Современная атрибуция портретов, изображенных на этой фреске людей проведена блестящим ученым, доктором Шандлером Кирвином в 1971 году8. Атрибуция профессора Кирвина не оспаривается.

К сожалению, на портрете работы Джорджио Вазари из Палаццо Веккио, Бенвенуто выглядит уже безвольным, немного трагичным старцем. Он совсем не похож на свой психологический образ, который складывается в голове читателя по мере знакомства с искрометной автобиографией Челлини «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции»9. Достаточно сказать, что современники Бенвенуто вполне заслуженно дали неистовому авантюристу прозвище «Дьяболо». Но глянув на фреску Вазари, вряд ли этот эпитет придет на ум в отношении смирного и грустного старика (рис. 2).

Рис. 2. Вазари, Джорджио (1511-1572). «Козимо Первый Медичи в окружении скульпторов, архитекторов и инженеров своего двора». Фреска. (1563). Палаццо Веккио, Флоренция. Деталь: «Портрет Бенвенуто Челлини».

Рис. 2. Вазари, Джорджио (1511-1572). «Козимо Первый Медичи в окружении скульпторов, архитекторов и инженеров своего двора». Фреска. (1563). Палаццо Веккио, Флоренция. Деталь: «Портрет Бенвенуто Челлини». 

Через два с половиной столетия после создания фрески, в 1822 году знаменитый итальянский мастер Рафаель Морген выполнил гравюру с портрета руки Вазари, и именно эта гравюра впоследствии стала наиболее распространенным среди публики изображением облика Бенвенуто Челлини10 (рис. 3).

Рис. 3. Рафаель Морген (1758-1833). «Портрет Бенвенуто Челлини». Гравюра. (1822).

Рис. 3. Рафаель Морген (1758-1833). «Портрет Бенвенуто Челлини». Гравюра. (1822). 

Известно также народное флорентийское поверие11, которое утверждает, что загадочный портрет на затылке бронзовой статуи «Персея»12, это на самом деле лицо самого автора, Бенвенуто Челлини (рис. 4).

Рис. 4. Челлини, Бенвенуто (1500-1571). «Персей». Бронза, 320 см. (1543). Площадь Синьории, Флоренция. Деталь.

Рис. 4. Челлини, Бенвенуто (1500-1571). «Персей». Бронза, 320 см. (1543). Площадь Синьории, Флоренция. Деталь.  

«… на затылке [Персея] находится лицо пожилого человека, с пустыми глазницами и впалыми щеками, которое теряется в кудрях героя (Персея). Народная традиция претендует, что это автопортрет скульптора. Впрочем, это правда, что портрет Вазари с фрески в Палаццо Веккио нельзя назвать не имеющим сходства с этим лицом…»13.

В Библиотеке Турина хранятся два рисунка, изображенных на сторонах одного и того же листа бумаги размером 28,3х18,5. Авторство этих рисунков с наибольшей вероятностью принадлежит самому Челлини14.

На одной из сторон графитом изображено лицо мятежного бородача (рис. 5), а на другой – пером и чернилами набросаны два этюда и лицо в профиль. Рисунок сопровождает несколько надписей, сделанных почерком Челлини (рис. 6).

Рис. 5. Челлини (?), Бенвенуто. (1500-1571). «Портрет неизвестного с бородой». Графит, бумага. 28,3х18,5 см. Библиотека Реале, Турин.

Рис. 5. Челлини (?), Бенвенуто. (1500-1571). «Портрет неизвестного с бородой». Графит, бумага. 28,3х18,5 см. Библиотека Реале, Турин.

Рис. 6. Челлини, Бенвенуто. (1500-1571). «Наброски обнаженной модели и профиль неизвестного». Перо, чернила, бумага. 28,3х18,5 см. Библиотека Реале, Турин.

Рис. 6. Челлини, Бенвенуто. (1500-1571). «Наброски обнаженной модели и профиль неизвестного». Перо, чернила, бумага. 28,3х18,5 см. Библиотека Реале, Турин.  

По вопросу личности изображенного человека на лицевой стороне рисунка из Турина в настоящий момент известно несколько спорных точек зрения: профессор А. Бертини в свое время видел здесь «руку Бачо Бандинелли», и соответственно, считал, что на рисунке изображено лицо конкурента Челлини «Кавалера Бандинелли», придворного скульптора, с которым Бенвенуто Челлини вел непрерывную войну15.

Однако Профессор Сэр Поуп-Хеннесси опровергает мнение своего коллеги:

«Мы не можем обоснованно сомневаться, что этот лист имеет тот же самый стиль и почерк, что и рисунок [руки Бенвенуто Челлини], хранящийся в Лувре»16.

Вот и все изображения, которые были до 2005 года известны, как имеющие отношение к реальному облику «кровавого ювелира».

Многочисленные статуи, гравюры, офорты, рисунки и живописные портреты, появившиеся через несколько столетий после смерти скульптора, не имеют доказанной связи с его реальным лицом, а также с прижизненными портретами знаменитого флорентийца.

Между тем, Бенвенуто Челлини известен потомкам не только своими скульптурными шедеврами и предметами ювелирного искусства, но и как выдающийся литератор. Челлини удалось создать, пожалуй, наиболее искрометную автобиографию из всех произведений подобного жанра, появившихся в 16 веке. Рукопись написана живым, свободным языком, она содержит огромное количество ценных деталей быта и уклада жизни, характерных для эпохи Позднего Ренессанса. Поэтому неудивительно, что автобиография послужила источником вдохновения для ведущих представителей творческой интеллигенции 18, 19 и 20-го веков171819.

За несколько столетий книга «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» выдержала сотни переизданий. Поэтому, в связи с большими тиражами и востребованностью у широкой публики, у книгопечатников и торговцев возникла насущная необходимость изображения автора на обложке книг. Но, к сожалению, издателям пришлось обходиться или производными картинками с портрета работы Вазари, или сомнительными изображениями лица «Челлини». На многих обложках книг портрет скульптора и вовсе отсутствовал20.

Особенность появления Челлини-литератора на сцене истории состоит в том, что в течение двух веков после смерти Бенвенуто рукопись оставалась неизвестной широкой публике, и заслуженное признание пришло к ней лишь в 18-м, 19-м веках. Первое печатное издание состоялось в 1728 году, в Неаполе, тогда как Челлини скончался во Флоренции в начале 1571.

Поэтому ничего удивительного, что публика успела забыть своего кумира за долгие 180 лет. Слава к автобиографии вернулась с легкой руки Вольфганга Гёте. Великий немец сделал отличный перевод с итальянского на немецкий язык, и сопроводил первое издание книги в Германии своим предисловием.

Отвечая на запрос публики и за неимением лучшего варианта, художники 18, 19 и 20 веков принялись изображать внешность Челлини «по описаниям» современников Бенвенуто и, главным образом, взятом из его собственных книг. Отсюда проистекает обилие всевозможных «портретов» и скульптур Челлини, относящихся к периоду 18-20 веков. Все эти произведения мало похожи друг на друга, если не принимать во внимание некоторые общие для европейских лиц черты, а так же характерные для внешности Челлини атрибуты: густую бороду и тонкий нос.

Самым знаменитым среди подобных изображений следует, наверное, признать бюст «Бенвенуто Челлини» работы Рафаэлло Романелли, установленный в центре «старого моста» («Понто Веккио») во Флоренции в 1900 году21.

В частной переписке с автором статьи, современный исследователь творчества Рафаелло Романелли, доктор М. Паоло Ди Анна подтвердил, что скульптор придал бюсту «Бенвенуто Челлини» на Понто Веккио свои собственные черты лица. Об этом сеньор Ди Анна собирается написать в книге, которая сейчас готовится к изданию в Италии (рис. 7).

Рис. 7. Романелли, Рафаелло (1856-1928). «Бюст Бенвенуто Челлини» (1900). Бронза. Понто Веккио, Флоренция.

Рис. 7. Романелли, Рафаелло (1856-1928). «Бюст Бенвенуто Челлини» (1900). Бронза. Понто Веккио, Флоренция. 

В 2004 году на юге Франции был обнаружен живописный портрет, который сегодня находится в частной коллекции22 (рис. 8).

Рис. 8. Челлини (?), Бенвенуто. (1500-1571). «Портрет Бенвенуто Челлини». 61х48 см. Масло, бумага наклеенная на холст. Частная коллекция.

Рис. 8. Челлини (?), Бенвенуто. (1500-1571). «Портрет Бенвенуто Челлини». 61х48 см. Масло, бумага наклеенная на холст. Частная коллекция.  

Простое сравнение портрета из Туринской Библиотеки и вновь обнаруженного живописного портрета из частной коллекции показывает, что на обоих произведениях изображен, скорее всего, один и тот же человек.

Именно вот это антропологическое сходство персонажа на рисунке из Турина и на живописном портрете из частной коллекции и привлекло внимание автора статьи к обсуждаемой теме. При этом простое сравнение живописного изображения с персонажами второго плана на работах самого Челлини позволило выдвинуть гипотезу о том, что, возможно, во всех случаях мы имеем дело с изображением лица самого Челлини. На рисунке девять (рис. 9), на крайнем справа фото, представлено лицо человека, обнаруженное на барельефе «Спасение Андромеды» работы Челлини, Флоренция.

Рис. 9. Слева: Челлини (?), Бенвенуто. (1500-1571). «Портрет Бенвенуто Челлини». 61х48 см. Масло, бумага наклеенная на холст. Частная коллекция. Деталь. В центре: Челлини (?), Бенвенуто. (1500-1571). «Портрет неизвестного с бородой». Графит, бумага. 28,3х18,5 см. Библиотека Реале, Турин. Деталь. Справа: Челлини, Бенвенуто. (1500-1571). «Спасение Андромеды». Барельеф, бронза. Площадь Сеньории, Флоренция. Деталь.

Рис. 9. Слева: Челлини (?), Бенвенуто. (1500-1571). «Портрет Бенвенуто Челлини». 61х48 см. Масло, бумага наклеенная на холст. Частная коллекция. Деталь.
В центре: Челлини (?), Бенвенуто. (1500-1571). «Портрет неизвестного с бородой». Графит, бумага. 28,3х18,5 см. Библиотека Реале, Турин. Деталь.
Справа: Челлини, Бенвенуто. (1500-1571). «Спасение Андромеды». Барельеф, бронза. Площадь Сеньории, Флоренция. Деталь. 

Известно, что во времена Ренессанса в соответствии с древней итальянской традицией авторы художественных произведений иногда изображали себя в качестве персонажей второго плана . Поэтому для подтверждения гипотезы об обнаруженных портретах Челлини следовало в первую очередь научными методами сравнить «обнаруженные» лица с «официальным» портретом работы Вазари, а во вторую очередь – попытаться найти похожие лица на дошедших до нас произведениях скульптора.

Выполняя вторую задачу, мы исследовали всех персонажей с известных произведений Челлини. В результате «подозрительные» объекты с ярко выраженными индивидуальными чертами были обнаружены на двух скульптурных работах:

  • Барельефе «Спасение Андромеды», (пьедестал «Персея»). Деталь – «Человек с поднятой рукой» (рис. 10); Деталь: «Лицо человека с поднятой рукой» (см. рис. 9).

  • Бюсте «Козимо Медичи 1» в ввиде гротескного «козло-льва» на плече доспеха (рис. 11).

Рис. 10. Челлини, Бенвенуто (1500-1571). «Спасение Андромеды». Барельеф, бронза. Площадь Сеньории, Флоренция.

Рис. 10. Челлини, Бенвенуто (1500-1571). «Спасение Андромеды». Барельеф, бронза. Площадь Сеньории, Флоренция.  

Рис. 11. Челлини, Бенвенуто (1500-1571). «Бюст Герцога Козимо Первого, Медичи». Бронза. Музей Барджелло, Флоренция. Деталь.

Рис. 11. Челлини, Бенвенуто (1500-1571). «Бюст Герцога Козимо Первого, Медичи». Бронза. Музей Барджелло, Флоренция. Деталь. 

Кроме того, уже на этом этапе исследований стало очевидно, что Челлини часто изображал в своем творчестве некоего человека с похожими чертами лица, потому что общие, стилизованные черты этого персонажа прослеживаются и на изображении «Нептуна» с «Солонки Короля Франциска» и у статуи «Юпитера» с подножия Персея. 

Впрочем, нельзя было исключить, что мы имеем дело всего лишь с хорошо известным феноменом: художники имеют свойство изображать на своих работах людей с некими характерными для своего творчества чертами лица и фигур. Они склонны выбирать себе похожих моделей и придавать своим персонажам некие характерные для своего индивидуального стиля черты.

Поэтому сама по себе находка нескольких подобных между собой лиц среди персонажей Челлини еще не могла служить доказательством обнаружения «автопортретов». Похожие модели на произведениях скульптора могли оказаться лишь следствием особенностей его художественной манеры, а вовсе не личными портретами автора. Но с другой стороны, если бы была установлена и научно подтверждена связь этих лиц с портретом Челлини работы Вазари, тогда доказательства сходства можно было бы считать солидным основанием для обоснования гипотезы.

Для установления научной истины в этом вопросе потребовалась помощь квалифицированных специалистов – антропологов. По совету французских ученых-криминалистов, которые имеют огромный опыт антропологического сравнения лиц, в том числе сравнения изображений, полученных в сложных условиях, ассистенты автора статьи Лор Шируссель и Стефани Ласкур-Бордарье обратились к наиболее авторитетному во Франции эксперту и ученому, Доктору Раулю Перро23.

В качестве научной задачи перед антропологом был поставлен вопрос об идентичности лиц, изображенных на следующих произведениях искусства:

Рисунке из Турина, предположительно авторства Бенвенуто Челлини (см. рис. 5);

Живописном Портрете из частной коллекции (см. рис. 8);

Барельефе «Спасение Андромеды», авторства Бенвенуто Челлини (см. рис. 9-10);

Бюсте «Козимо 1 Медичи», авторства Бенвенуто Челлини (см. рис. 11);

Фреске в Палаццо Веккио, авторства Джорджио Вазари (см. рис. 1-2).

По результатам своих исследований, о которых мы расскажем ниже, в 2007 году Доктор Перро опубликовал научную работу24.

В своей статье «Биометрия лиц и экспертиза произведений искусства» профессор рассказывает об исследованиях портретов Бенвенуто Челлини и о выводах своих экспертиз. Этот опыт антропологического сравнения лиц с рассматриваемых портретов оказался настолько интересным и востребованным специалистами в области истории изобразительных искусств, что лаборатория, возглавляемая профессором Перро, отныне имеет особый штат специалистов, занимающихся подобными исследованиями.

Исследования и экспертизы проводились в два этапа: первый рапорт подписан экспертом 26 августа 2005 года, а второй рапорт был выполнен 20 сентября 2010 года.

Для решения поставленной перед ним задачи эксперт Перро применял обычную методику, хорошо известную и разработанную для определения идентичности участников вооруженных ограблений, личностей трупов и других судебно-юридических случаев.

Эта методика заключается в фиксировании 7 ключевых точек на лице, которые не меняются с возрастом человека, и сравнении возникающих пропорций углов и отрезков между ними (рис. 12):

Переносицы «А»;

Начала брови «B»;

Верхняя точка перелома брови «C»;

Конца брови «D»;

Зрачка «F»;

Точки соединения ноздри и щеки «E»;

Кончика носа «G».

Рис. 12. Ключевые точки и пропорции на портрете Бенвенуто Челлини работы Вазари.

Рис. 12. Ключевые точки и пропорции на портрете Бенвенуто Челлини работы Вазари. 

Ключевые точки соединяются отрезками, и потом по углам и пропорциям этих отрезков производятся алгебраические вычисления. Для данного метода исследования неважно, в каком ракурсе и масштабе изображены сравниваемые портреты.

Степень подобия лиц, то есть искомые результаты исследования, выражаются в процентах. При этом показатели выше 60% считаются достаточными для однозначного удостоверения идентичности изображенных личностей25.

В нашем случае выводы экспертиз оказались положительными: все исследуемые изображения представляют лицо одного и того же человека в разном возрасте26.

1. Сходство между лицом Бенвенуто Челлини с фрески работы Вазари из Палаццо Веккио (см. рис. 2) и лицом с живописного портрета из частной коллекции (см. рис. 8) составляет 90%.

2. Сходство между лицом с барельефа «Спасение Андромеды» (см. рис. 9-10) и лицом с живописного портрета из частной коллекции (см. рис. 8) составляет 70%.

3. Сходство между лицом с рисунка из библиотеки Турина (см. рис. 6) и лицом Бенвенуто Челлини с фрески Вазари из Палаццо Веккио (см. рис. 2) составляет 84%.

4. Сходство между лицом с рисунка из библиотеки Турина (см. рис. 5) и лицом с барельефа «Спасение Андромеды» с пьедестала статуи «Персея» (бронза, Бенвенуто Челлини) (см. рис. 10) составляет 91%.

5. Сходство между лицом с плеча «бюста Козимо Первого Медичи» работы Бенвенуто Челлини (см. рис. 11) и лицом Бенвенуто Челлини с фрески из Палаццо Веккио, работы Вазари (см. рис. 2) составляет 90%.

Таким образом, очевидно, что все эти лица принадлежат одному и тому же человеку.

Поскольку изображение Челлини на фреске Вазари считается истинным и официально признано, то можно сделать однозначный вывод: на всех исследуемых произведениях искусства изображен именно Бенвенуто Челлини.

Исследования Доктора Перро, проведенные по просьбе автора статьи, открывают глаза и на другие работы Бенвенуто Челлини.

Например, можно подтвердить, что народная молва оказалась права: на затылке Персея изображен именно автор, поскольку пропорции лица-маски (см. рис. 4) безусловно совпадают с живописным портретом из частной коллекции (см. рис. 8). Что «Нептун» на знаменитой «солонке Короля Франциска» тоже демонстрирует нам несколько идеализированные, но узнаваемые черты самого Бенвенуто Челлини. Также в лице статуи «Нептун» с подножия «Персея» мы легко узнаем черты его скульптора.

Кроме того, исследование французских антропологов ставит точку в споре искусствоведов насчет рисунка из Туринской библиотеки. На лицевой стороне листа древней бумаги (см. рис. 5) изображен именно автопортрет Челлини, а отнюдь не портрет Бандинелли.

Таким образом, еще раз доказано предположение профессора Поупа-Хеннесси, и подтверждена его точка зрения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Де Вайи, Л., Барбье А. Либретто к опере Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини» // Премьера в Париже, 1838. (URL: http://www.belcanto.ru/benvenuto.html Дата обращения 14.04.2014).

2. Дюма, Александр. Асканио, (1843 ) // М.: АСТ. 2011.

3. Подземская, Н.П. Жизнь Бенвенуто Челлини как литературный памятник позднего итальянского Возрождения // Культура Возрождения XVI века. М.: Наука, 1997.

4. Сен-Санс, Камиль. Асканио// Опера, 1890.

5. Соротокина, Нина Матвеевна Бенвенуто Челлини // М.: Вече, 2011.

6. Челлини, Бенвенуто. Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим // М.: Кристалл, 1998.

7. Bertini, А. I designi italiani della Biblioteca Reale di Torino // Instituto Poligrafico Dello Stato, Rome, Italy, 1958.

8. Cellini, Benvenuto. The autobiography of Benvenuto Cellini // Everyman’s Library, 2010.

9. Cellini, Benvenuto. The Autobiography of Benvenuto Cellini // Pengiun Classics, 1995.

10. Ciardi R.P. Case di artisti in Toscana. // Cinisello Balsamo, 1998.

11. Higgins, John. Pope-Hennessy, Sir John Wyndham (1913-1994) // Oxford Dictionary of National Biography/ Edited by Matthew H.C.G., and Harrison B., Oxford: OUP, 2004.

12. Kirwin, Chandler W. Vasari's Tondo of Cosmo I with his Architects, Engeneers and Sculptors, in the Palazzo Vecchio : Typology and Re-Identification of Portraits // Metteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, MKIF 15, 1971.

13. List des experts judiciaries annee 2013 // Cour d’appele de Lyon. (URL: http://www.courdecassation.fr/IMG///Liste_experts_CA_Lyon_2013.pdf Дата обращения 14.04.2014)

14. Mandel, C. Perseus and the Medici // Storia Dell Arte, no. 87, 1996.

15. Morghen, Rafaello. Portrait of Benvenuto Cellini. Gravure. (URL: http://giorgio-vasari.it-pr.ru/paint/68.html Дата обращения 14.04.2014)

16. Perrot Raoul //Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie, Departament de Biologie Humaine, Universite Claude Bernard Lyon 1. (URL : http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr/Index.htm Дата обращения 14.04.2014)

17. Perrot, Raoul. Biométrie faciale et expertise d'oeuvres d'art // PALEOBIOS , n 15, 2007. Lyon-France ISSN 0294-121 X (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr/PALEOBIOS%202007/biom%C3%A9trie%20et%20oeuvres%20d%27art.htm#Perrot%20R%20%282005%29 Дата обращения 14.04.2014)

18. Perrot, Raoul. Rapport d’expertise // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie Departament de Biologie Humaine Universite Claude Bernard Lyon 1. 26 aout 2005 Lyon [L2AP] (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr Дата обращения 14.04.2014)

19. Perrot, Raoul. Rapport d’expertise // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie Departament de Biologie Humaine Universite Claude Bernard Lyon 1. 20 septembre 2010 Lyon [L2AP] (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr Дата обращения 14.04.2014)

20. Pope-Hennessy, John Wyndham. Benvenuto Cellini // Abbeville Press. [Hazan pour l’edition francaise], 1985.

21. Randall,Colin. Antique sale painting unveiled as Cellini self-portrait // Daily Telegraph, 14 Sept. 2005 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/italy/1498393/Antique-sale-painting-unveiled-as-60m-Cellini-self-portrait.html Дата обращения 14.04.2014)

 

REFERENCES

1. Bertini, А. I designi italiani della Biblioteca Reale di Torino // Instituto Poligrafico Dello Stato, Rome, Italy, 1958.

2. Cellini, Benvenuto. The autobiography of Benvenuto Cellini // Everyman’s Library, 2010.

3. Cellini, Benvenuto. The Autobiography of Benvenuto Cellini // Pengiun Classics, 1995.

4. Ciardi R.P. Case di artisti in Toscana // Cinisello Balsamo, 1998.

5. De Vigny A, Barbier A. Libretto k opere Hectora Berliosa «Benvenuto Cellini» [ Libretto for the opera “Benvenuto Cellini” of Hector Berlioz], Premiera v Parizhe [ Premiere in Paris ], 1838. (URL: http://www.belcanto.ru/benvenuto.html Date of request 14.04.2014).

6. Duma Alexander. Ascanio [Ascanio], Мoscow, AST, 2011.

7. Higgins, John. Pope-Hennessy, Sir John Wyndham (1913-1994) // Oxford Dictionary of National Biography/ Edited by Matthew H.C.G., and Harrison B., Oxford: OUP, 2004.

8. Kirwin, Chandler W. Vasari's Tondo of Cosmo I with his Architects, Engeneers and Sculptors, in the Palazzo Vecchio : Typology and Re-Identification of Portraits // Metteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, MKIF 15, 1971.

9. List des experts judiciaries annee 2013 // Cour d’appele de Lyon. (URL: http://www.courdecassation.fr/IMG///Liste_experts_CA_Lyon_2013.pdf Дата обращения 14.04.2014)

10. Mandel, C. Perseus and the Medici // Storia Dell Arte, no. 87, 1996.

11. Morghen, Rafaello. Portrait of Benvenuto Cellini. Gravure. (URL: http://giorgio-vasari.it-pr.ru/paint/68.html Дата обращения 14.04.2014)

12. Perrot Raoul // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie, Departament de Biologie Humaine, Universite Claude Bernard Lyon 1. (URL : http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr/Index.htm Дата обращения 14.04.2014)

13. Perrot, Raoul. Biométrie faciale et expertise d'oeuvres d'art // PALEOBIOS , n 15, 2007. Lyon-France ISSN 0294-121 X (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr/PALEOBIOS%202007/biom%C3%A9trie%20et%20oeuvres%20d%27art.htm#Perrot%20R%20%282005%29 Дата обращения 14.04.2014)

14. Perrot, Raoul. Rapport d’expertise // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie Departament de Biologie Humaine Universite Claude Bernard Lyon 1. 26 aout 2005 Lyon [L2AP] (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr Дата обращения 14.04.2014)

15. Perrot, Raoul. Rapport d’expertise // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie Departament de Biologie Humaine Universite Claude Bernard Lyon 1. 20 septembre 2010 Lyon [L2AP] (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr Дата обращения 14.04.2014)

16. Podzemskaya N.P. Zhizn' Benvenuto Cellini kak literaturny pamyatnik pozdnego italianskogo Vozrozhdenya [ biography of Benvenuto Cellini as a literature monument of Italian high Renaissance], Kultura Vozrozhdeniya XVI veka, Мoscow, Nauka, 1997.

17. Pope-Hennessy, John Wyndham. Benvenuto Cellini // Abbeville Press. [Hazan pour l’edition francaise], 1985.

18. Randall,Colin. Antique sale painting unveiled as Cellini self-portrait // Daily Telegraph, 14 Sept. 2005 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/italy/1498393/Antique-sale-painting-unveiled-as-60m-Cellini-self-portrait.html Дата обращения 14.04.2014)

19. Saint-Saens Camille Ascanio [Ascanio], Opera [Opera], 1890.

20. Sorotkina N.M. // Benvenuto Cellini [Benvenuto Cellini]. Мoscow, Veche, 2011.

21. Cellini Benvenuto Zhizn’ Benvenuto Cellini napisannaya im samim [Life of Benvenuto Cellini written by himself ], Мoscow, Crystal, 1998.

 

СНОСКИ

1 Higgins, John. Pope-Hennessy, Sir John Wyndham (1913-1994) // Oxford Dictionary of National Biography/ Edited by H. C. G. Matthew and Brian Harrison. Oxford: OUP, 2004.

2 Pope-Hennessy, John Wyndham. Benvenuto Cellini //Abbeville Press. [Hazan pour l’edition francaise], 1985. 324 p. P. 16.

3 Ibid.

4 Perrot Raoul // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie, Departament de Biologie Humaine, Universite Claude Bernard Lyon 1. (URL : http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr/Index.htm Дата обращения 14.04.2014)

5 List des experts judiciaries annee 2013 // Cour d’appele de Lyon. P.180 (URL: http://www.courdecassation.fr/IMG///Liste_experts_CA_Lyon_2013.pdf  Дата обращения 14.04.2014)

6 Pope-Hennessy, John Wyndham. Benvenuto Cellini // Abbeville Press. [Hazan pour l’edition francaise], 1985. 324 p. P. 16.

7 Ibid.

8 Kirwin, Chandler W. Vasari's Tondo of Cosmo I with his Architects, Engeneers and Sculptors, in the Palazzo Vecchio : Typology and Re-Identification of Portraits // Metteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, MKIF 15, [1971] pp 105-22.

9 Подземская, Н.П. Жизнь Бенвенуто Челлини как литературный памятник позднего итальянского Возрождения // Культура Возрождения XVI века. М.: Наука, 1997, с. 157-163.

10 Morghen, Rafaello. Portrait of Benvenuto Cellini. Gravure. (URL: http://giorgio-vasari.it-pr.ru/paint/68.html Дата обращения 14.04.2014).

11 Pope-Hennessy, John Wyndham. Benvenuto Cellini // Abbeville Press. [Hazan pour l’edition francaise], 1985. 324 p. P. 185.

12 Mandel, C. Perseus and the Medici // Storia Dell Arte no. 87, p.199.

13 Pope-Hennessy, John Wyndham. Benvenuto Cellini // Abbeville Press. [Hazan pour l’edition francaise], 1985. 324 p. P. 185.

14 Bertini, А. I designi italiani della Biblioteca Reale di Torino // Rome. 1958, pp. 17-18.

15 Ibid.

16 Pope-Hennessy, John Wyndham. Benvenuto Cellini // Abbeville Press. [Hazan pour l’edition francaise], 1985. 324 p. P. 185.

17 Де Вайи, Л., Барбье. Либретто к опере Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини» // Премьера 1838. (URL: http://www.belcanto.ru/benvenuto.html Дата обращения 14.04.2014).

18 Дюма, Александр. Асканио, (1843 ). М: АСТ. 2011.

19 Сен-Санс, Камиль. Асканио// Опера. (1890).

20 Cellini, Benvenuto. The Autobiography of Benvenuto Cellini // Pengiun Classics. 1995; Челлини, Бенвенуто. Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим // Кристалл. 1998; Cellini, Benvenuto. The autobiography of Benvenuto Cellini // Everyman’s Library 2010; Соротокина, Нина Матвеевна Бенвенуто Челлини // М.: Вече, 2011.

21 Ciardi R.P. Case di artisti in Toscana. // Cinisello Balsamo, 1998.

22 Randall,Colin. Antique sale painting unveiled as Cellini self-portrait // Daily Telegraph, 14 Sept. 2005 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/italy/1498393/Antique-sale-painting-unveiled-as-60m-Cellini-self-portrait.html Дата обращения 14.04.2014).

23 Perrot, Raoul. // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie, Departament de Biologie Humaine, Universite Claude Bernard Lyon 1. (URL : http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr/Index.htm Дата обращения 14.04.2014).

24 Perrot, Raoul . Rapport d’expertise // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie Departament de Biologie Humaine Universite Claude Bernard Lyon 1. 26 aout 2005 Lyon [L2AP] (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr Дата обращения 14.04.2014).

25 Perrot, Raoul. Biométrie faciale et expertise d'oeuvres d'art // PALEOBIOS , n 15, 2007. Lyon-France ISSN 0294-121 X (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr/PALEOBIOS%202007/biom%C3%A9trie%20et%20oeuvres%20d%27art.htm#Perrot%20R%20%282005%29 Дата обращения 14.04.2014).

26 Perrot, Raoul. Rapport d’expertise. // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie Departament de Biologie Humaine Universite Claude Bernard Lyon 1. 26 aout 2005 Lyon [L2AP] (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr Дата обращения 14.04.2014); Perrot, Raoul. Rapport d’expertise // Laboratoire d’Anthropologie Anatomique et de Paleopathologie Departament de Biologie Humaine Universite Claude Bernard Lyon 1. 20 septembre 2010 Lyon [L2AP] (URL: http://anthropologie-et-paleopathologie.univ-lyon1.fr Дата обращения 14.04.2014).

О журнале

Авторам

Номера журналов